16.10.2015

Дети в информационном портале, или четыре шага к созданию имиджа школьной библиотеки

Школа призвана учить детей в числе прочего - чтению и литературе, а дети не читают и не хотят..? Читают. Не меньше, чем прежде, просто - по-другому. Это показывают многие исследования в разных странах, если в них вдуматься. И наши дети в этом смысле - не хуже других. Дети по-прежнему хотят читать, когда им предлагают то, что интересно. Вот только интересно им часто не то, что было когда-то нам. Школьный библиотекарь в состоянии отследить хорошую современную детскую литературу, и в интересной форме предложить ее молодому читателю. И это первый шаг на пути к культивированию детского интереса к книге, к библиотеке, к информации.

Библиотека в школе, как правило, - место бойкое, беспокойное, востребованное, немаловажное и активное звено в образовательном процессе. Да-да, именно так. Она не обслуживает образовательный процесс, а является его частью. Как уроки, факультативы, кружки. Любой специалист знает, что в хорошей школе сама жизнь в её стенах - тоже часть образования. Человек проводит в ней десять лет. И всё, что он там видит и делает, должно работать на его развитие, в том числе - и в библиотеке. И если коллеги-учителя будут строить многие свои планы совместно с библиотекой, школьная библиотека превратится в полноценный центр формирования информационного мировоззрения школьников. Сотрудничество с учителями – шаг второй.

И если она хорошая, если люди, там работающие, - не просто выдавальщики книг, то ребёнок именно там научится основам информационной культуры (не будем путать с компьютерной грамотностью) – третий шаг, то есть умению сформулировать цели своей работы и запрос, найти, оценить и отобрать информацию, грамотно её переработать, освоить и хорошо представить. Это же целая система - работа с информацией. И библиотекарь в школе порой единственный специалист, который, в силу профессии, должен это уметь. И учить соответственно.

Еще один способ увлечь ребенка в мир информации, и это шаг четвертый, - дать понять ребенку, что он здесь единственный, важный и необходимый. За отношениями с библиотекарем не стоят не сделанные вчера задания (здесь о них не спросят!) или сегодняшняя двойка. Библиотекарь не знает (во всяком случае, может не знать и обычно успешно делает вид, что это так), что ты в классе самый слабенький или самый толстый, что тебя считают занудой или ты подрался с ненавистным Вовкой. Ты пришёл - и ты здесь такой же единственный, как и все другие. Вот почему библиотека в школе зачастую приют именно для тех, кому трудно в классе. Здесь «неожиданно» становятся лидерами застенчивые, лучшими помощниками и консультантами - троечники. Конечно, библиотекари – не психологи, они не обязаны заниматься снятием всяких проблем общения или отношений в классе. Да и не занимаются, как правило. Но что библиотека - место психологической разгрузки и изменения социальной роли, это всем известно. И любой профессиональный библиотекарь скажет, что своими, библиотечными, средствами может немало помочь ребятам в преодолении их проблем. Конечно, главное его «орудие труда» - книга. Которая вовсе не только источник знания. Она источник той самой общей культуры, которой часто так не хватает в школе.